Как правильно зарегистрировать земельный участок
Чтобы пользоваться всеми преимуществами собственника, необходимо правильно зарегистрировать земельный участок. Что для этого нужно, куда обращаться и сколько времени придется потратить, расскажем в этой статье.
ЧТО ТАКОЕ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ
Государственный кадастровый учет земельного участка предполагает внесение объекта (собственно участка) в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Участку присваивается уникальный номер, также фиксируются не только факт его наличия, но и характеристики, особенности, отличия от аналогичных наделов. На кадастровый учет необходимо ставить все объекты, признаваемые недвижимостью (ст. 130 ГК РФ), и земельные участки к таковым относятся так же, как и капитальные строения.
Объект считается поставленным на учет в момент внесения данных в реестр, а не сразу после подачи пакета документов и даже не после получения выписки из ЕГРН.
ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
Чтобы пройти регистрацию права на земельный участок, требуется подготовить и предоставить пакет документов. А именно:
Заявление о регистрации прав на участок.
Документы, подтверждающие право собственности на участок (договор купли-продажи, дарения и так далее).
Документ, удостоверяющий личность собственника. Если действует его представитель, то доверенность и документ, удостоверяющий личность представителя.
Другие документы, предусмотренные законом № 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Раньше для госрегистрации прав на земельный участок требовался кадастровый паспорт, в котором указывались все особенности территории, ее границы, и так далее, но сейчас этот документ упразднен, его полностью заменила выписка из ЕГРН, и предоставлять паспорт или его аналоги при регистрации не требуется.
НУЖЕН ЛИ МЕЖЕВОЙ ПЛАН ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ УЧАСТКА
Если участок объединяли с соседним или, напротив, разделяли, выделяли из государственных или муниципальных земель, требуется составить межевой план, в котором зафиксируются новые границы. Этот же документ требуется оформлять, если в участке выделялись доли нескольких владельцев или вообще требуется уточнить границы.
Межевой план – юридически значимый документ, его могут подготовить частные компании, работающие в этой области. Для собственно регистрации в общем случае межевой план не требуется. Отсутствие межевания – не препятствие для оформления собственности. Но этот документ пригодится, если вы планируете в дальнейшем предпринимать определенные юридические действия в отношении участка.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ И СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ
Чтобы зарегистрировать участок, документы необходимо подавать непосредственно в Росреестр или МФЦ. Сделать это можно при личном визите или онлайн. Учтите, что МФЦ – посредник между заявителем и Росреестром, но это никак не влияет ни на количество подаваемых документов, ни на размер госпошлины за регистрацию земельного участка.
Сделать это должен сам собственник участка или его полномочный представитель. В первом случае необходимо будет предоставить документ, подтверждающий личность (чаще всего, паспорт). Во втором случае потребуется нотариально заверенная доверенность, которая дает право на подобные действия; ее, как указано выше, необходимо добавить в пакет документов.
Для постановки земельного участка на учет, необходимо внесение госпошлины, размер которой зависит от вида ЗУ и статуса собственника. Налоговый Кодекс РФ (ст. 333.3) регламентирует этот вопрос. На официальном сайте Росреестра представлены реквизиты. Отсутствие чека об оплате пошлины приведет к отказу в регистрации имущества.
Срок рассмотрения заявления: семь рабочих дней с даты приема документов в Росреестре, девять рабочих дней с даты приема документов в МФЦ. Росрестр предпочтителен в том случае, если вы хотите получить консультацию.
Регистрация объекта недвижимости в базе Росреестра является обязательной и позволяет отразить информацию о характеристиках объекта и привязке к координатам местности. Каждому недвижимому имуществу присваивается индивидуальный кадастровый номер. С помощью этих сведений возможна оценка качественных и экономических характеристик имущества.
Зачем нужна регистрация участков в кадастре
Постановка объекта недвижимости на кадастровый учет позволяет распоряжаться собственностью в полной мере, а также осуществлять юридические операции. В соответствии с Федеральным Законом о регистрации, оформление прав собственности и государственный учет осуществляется совместно. Результатом данной операции служат несколько возможностей:
Обоснование права собственности на законном уровне;
Способность осуществлять юридические сделки, такие как продажа, дарение либо обмен имущества;
Определение границ земельного участка и предотвращение конфликтных ситуаций с соседями;
Постройка ОКС, а также инженерных коммуникаций.
Российская Федерация заинтересована в постановке объектов недвижимости на госучет, так как эта процедура позволяет структурировать данные, анализировать сведения о качестве использования земельных ресурсов, а также отслеживать базу налогоплательщиков.